АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
20.02.2023
План работы с детьми
по основам безопасности жизнедеятельности
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Таким образом, в своей работе, мы ставим следующие цели работы в данном направлении:
1. Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
2. Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
3. Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей, мы решаем следующие задачи:
Ø Освоение знаний по ОБЖ.
Ø Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
Ø Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Ø Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
Ø Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Ø Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.
Принципы организации образовательного процесса:
ü Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
ü Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
ü Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
ü Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
ü Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
ü Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
ü Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, целевые экскурсии.
ПЛАН РАБОТЫ по Основам безопасности жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Планирование по теме:
«Опасные ситуации в жизни детей: дома, на воде, в лесу»
(старший дошкольный возраст)
Сентябрь | Занятие: «Осторожно огонь». Занятие: «Спички это не игрушка» Чтение потешки «Кошкин дом» |
Октябрь | Чтение стих. «Пожарный» Л.Куклин. «Чтобы не было беды», Л.Толстой «Пожар» стр.134, «Пожарные собаки» Рисование на тему: «Пожар». |
Ноябрь | Беседа: Один дома». Экстремальная ситуация «Незнакомые люди». Рассматривание иллюстраций книга К.Ю.Белая «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице» |
Декабрь
| Беседа: «Опасные предметы». Стр.11 Как обеспечить безопасность дошкольника К.Ю.Белая «Будь осторожен с электроприборами» Чтение книги. Азбука безопасности Альберт Иванов |
Январь
| Деловая игра: «Если кому – то плохо – я могу прийти на помощь» (закрепить навыки у детей оказание первой помощи) |
Февраль | Сюжетно – ролевая игра «Больница». |
Март
| Беседа: «Осторожно ледоход!» |
Апрель | Беседа: «Если ты в лесу». Чтение рассказа «Костер» В.Распутина, М.Баданов стр.132 «Чтобы не было беды» С. Михалков «Дядя Степа» стр.76 «Чтобы не было беды» |
Май
| Беседа: «Поведение детей у воды». «Поведение при грозе». «Поведение на плавучих средствах». «Рыбалка», «Купание». А.Барто «Гроза» стр.110 «Чтобы не было беды» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Планирование работы
по основам безопасности жизнедеятельности с педагогами и родителями
Период | Педагоги | Родители |
Сентябрь | - Создание в группе среды «Уголок безопасности» - Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». | - Беседа «Почему нужно доводить ребенка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю». - Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми». |
Октябрь | ||
Ноябрь | Консультация «Детская безопасность дома и на улице» | - Беседа «Безопасность в Вашем доме. Почему происходят несчастные случаи». - Беседа «Что должны знать дети». Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома, |
Декабрь | Разработать перечень рекомендаций для родителей по ОБЖ. | - Памятка «Новогодняя азбука безопасности». - Папка-передвижка для родителей. «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». - Консультация «Как провести выходные дни с ребёнком?». |
Январь | Анкетирование «Откуда опасность?» | Анкетирование «Откуда опасность?». |
Февраль | Консультация «Влияние условий жизни на уровень подвижных процессов» | - Консультация «Здоровый образ жизни семьи». |
Март | Создание буклета «Безопасные шаги на пути к безопасности» | Круглые столы, деловая игра. |
Апрель | Разработка диагностического инструментария | |
Май | Диагностика |
Используемая литература:
1. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002
3. Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
4. Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
5. Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
6. Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
7. Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
8. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001
9. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008
10.Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
11.Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003
12.Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
13.Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
14.Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001
15.Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
16.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
17.Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992