Сравнение программ.
27.11.2023
Самостоятельная
работа № 1
Сравнение
действующих и обновленных ФГОС
Параметр сравнения |
ФГОС 2009/2010 |
ФГОС 2021 |
Общие положения |
В целях обеспечения реализации
права на Срок получения начального общего Срок получения НОО – 4 года - не установлено сокращение. Объём внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1350
академических часов. |
Основными задачами ФГОС являются
создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и
обеспечение преемственности образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования. ФГОС НОО не применяется для обучающихся с ОВЗ и
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариативность
содержания образовательных программ начального
общего образования. Срок получения
начального общего образования составляет не более четырех лет. ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ
(не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения). Объём внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320
академических часов. Чётко прописаны обязательства
образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и
родителями. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех
классов. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых
для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания. Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год
обучения. Содержание тем не рекомендовано менять местами (ранее это
допускалось). Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
(сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное). Введены понятия: - верифицированные образовательные ресурсы; - «учебно-исследовательская
деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены.) |
Требования к структуре основной
образовательной программы |
Раздел включает: программу формирования УУД на уровне НОО или
программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов,
а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы. Основная образовательная программа начального
общего образования (термин) включает: 1. Целевой раздел |
Введены единые требования к составлению рабочих программ, в
том числе и программ внеурочной деятельности. На уровне НОО убрали программу
коррекционной работы и программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). Программу коррекционной работы нужно
включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных
модулей. Программа начального общего образования
(термин) включает: 1. Целевой раздел Вводится предмет «Функциональная
грамотность» как одна из составляющих на уроках математики, окружающего мира. В содержательный раздел ООП вводится программа
с единым названием «Программа воспитания». Во ФГОС НОО она заменяет
две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу
формирования экологической культуры и здорового образа жизни. |
Требования к условиям реализации
программ обучения |
Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность
программ, не было. Не уделено внимание дистанционному обучению. Использование электронных средств
обучения, дистанционных технологий:
Настолько
подробных норм не было.
Информационно-образовательная среда: Для
учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным
интернет ресурсам, коллекциям медиа-ресурсов.
Обеспечение учебниками и учебными
пособиями: Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним
экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде.
Деление учеников на группы: Прямого
регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы.
Психолого-педагогические условия: Требований
было меньше.
|
Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы
разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей школьников. Указаны три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность
содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО
можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и
реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и
реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными
потребностями и интересами учеников Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут
самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут. Детализированы требования к условиям реализации программы общего
образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной
грамотности; новый вид – общесистемные требования. В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего
образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования (п.
34.4). Прописаны
требования к организации электронного обучения и применению дистанционных
образовательных технологий. Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде
образовательной организации, в том числе электронной. Использование
электронных средств обучения, дистанционных технологий: Зафиксировали
право школы применять различные образовательные технологии. Например,
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС
НОО). Если
школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно
обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причём
доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4
ФГОС НОО). Информационно-образовательная среда: Зафиксировали,
что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого
ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода
обучения (п. 34.3 ФГОС НОО). Обеспечение
учебниками и учебными пособиями: Школа
обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий
в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию.
Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС
НОО). Деление учеников на
группы: Зафиксировали,
что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на
группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учётом
успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС
НОО).
Психолого-педагогические условия: В
обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической
адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует
проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений (п. 37 ФГОС НОО). |
Требования к результатам обучения |
Требований было меньше, формулировки в обобщенном виде. Стандарт включал только общие установки на
формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что
именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных
школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Направления развития
личности: Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Личностные
и метапредметные результаты описывались обобщённо. Акцент сделан на развитие универсальных учебных
умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с
использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность
ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной
деятельности. |
Главной задачей ФГОС третьего поколения
заявлена конкретизация требований к обучающимся. Новые ФГОС определяют чёткие
требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических
действий и регулятивных навыков. Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по
всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю основ
религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при
углубленном изучении некоторых дисциплин.
Чёткость деления УУД
и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории
учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых
коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные
работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности. ФГОС устанавливает требования к
результатам освоения обучающимися программ начального общего образования: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности; 2) метапредметным, включающим: универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и
начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность,
презентация); универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль); 3) предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной
области, по получению нового знания, его преобразованию и применению. (Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми
должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины.) Научно-методологической
основой для разработки требований к личностным,
метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу
начального общего образования, является системно-деятельностный подход. Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных. 41.1. Личностные результаты
освоения программы начального общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта
деятельности на их основе, в том числе в части: 41.1.1. Гражданско-патриотического
воспитания 41.1.2. Духовно-нравственного
воспитания 41.1.3. Эстетического воспитания 41.1.4. Физического воспитания 41.1.6. Экологического воспитания 41.1.7. Ценности научного познания 42. Метапредметные результаты освоения
программы начального общего образования должны отражать: 42.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: 2) базовые исследовательские действия: 42.2. Овладение универсальными учебными
коммуникативными действиями: 42.3. Овладение универсальными учебными
регулятивными действиями: 43. Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом
специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные
предметы (учебные модули), ориентированы на применение знаний, умений и
навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а
также на успешное обучение на уровне начального общего образования. В новых ФГОС требования к результатам разделили на
тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для
учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология»,
«Физическая культура», «ОРКСЭ». Требования к предметным результатам: формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и
конкретных умений; формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом
результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования
(всероссийских
проверочных работ, национальных исследований качества образования,
международных сравнительных исследований); определяют
минимум содержания начального общего образования, изучение которого
гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного
предмета;
усиливают акценты на изучение явлений и
процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки. |